Дизтопливо оптом: не цена, а фильтры в бочках
Пятнадцать лет кручусь в нефтепродуктах. Отвечаю за логистику, за качество на приемке. И скажу сразу: главная головная боль при закупке дизельное топливо оптом – не цена за литр. Хранение и качество на входе. Вот где сливаются бюджеты и репутация. Клиент гонится за копейкой скидки, берет у сомнительного поставщика… А потом у него весь парк зимой – как мертвый. Фильтры забиты парафином. Топливные насосы стонут. Ремонт дороже всей экономии. Вижу это сплошь и рядом.
Вот реальная история, до сих пор перед глазами. Строительная компания, крупный объект под Тверью. Закупили дизтопливо оптом партию якобы «зимнего» по суперцене в ноябре. Объем – цистерн пять. Приняли, слили в свои резервуары. Мороз -25 ударил через неделю. И понеслось. Экскаваторы встали колом. Генераторы – молчок. Приехали, смотрим – в фильтрах-отстойниках белая каша. Парафин выпал. Стандартный прогрев и добавка «антигеля» не помогали – концентрация парафина запредельная. И где тут логика?! Оказалось, поставщик слил банальный «летник», добавил дешевый депрессор, который не сработал при резком похолодании. Лабораторный анализ потом показал – температура помутнения минус 5°C! Для зимы – ноль. Спасали только разбавлением арктической соляркой и круглосуточным подогревом резервуаров тепловыми пушками. Убытки – космос. А виноваты – «экономия».
Поэтому мой главный постулат: при закупке дизельное топливо оптом – первое дело лаборатория. Своя или независимая. Не на слово верить паспорту качества. Паспорт – бумажка. Анализ – истина. Смотришь: цетановое число (не ниже 48-51, иначе жесткая работа, дым), фракционный состав (особенно температуру перегонки 95% – чем ниже, тем лучше испаряемость), содержание серы (Евро-5 – это 10 мг/кг максимум, иначе катализаторы умрут), ну и главное – предельную температуру фильтруемости (ПТФ) и температуру помутнения для сезона. Зимник – ПТФ хотя бы -20°C, а лучше -32°C для наших широт. Летник – дешевле, но только до +5 на улице.
Логистика… О, это песня. Тут все упирается в чистоту цистерн. Видел такое – приходит цистерна. Вроде чистая. Сливаем – на дне резервуара после отстоя – вода, ржавчина, какая-то дрянь. Перевозчик не почистил как следует после предыдущего груза. Или не осушил паром. Теперь вся партия под угрозой. Микровода – это бактерии, грибок в топливе. «Цветочки» потом в баках. Или коррозия форсунок. Поэтому мы всегда – или свой парк цистерн (дорого, но надежно), или только проверенные перевозчики с сертификатами мойки. И приемка – сначала отбор проб из нижнего крана цистерны! Прозрачность, вода по «шипу», механические примеси. Не прошло – сливай обратно, вези назад.
Хранение… Тут ключ – герметичность и контроль воды. Резервуар должен «дышать», но через силикагелевый фильтр – чтобы влага из воздуха не конденсировалась внутри. И регулярный отстой воды со дна – слив. Старые советские подземные емкости из стали – кошмар. Ржавеют изнутри. Мы в своем парке (начали еще в 2009-м, кажется) перешли на стеклопластик для новых резервуаров. Дорого. Но ржавчины – ноль. И срок службы – вечность.
Про сезонность уже сказал. Но добавлю спорное, личное мнение: для средней полосы России настоящий «арктик» – часто избыточен и дорог. Хороший «зимник» с ПТФ -28…-32°C и правильными депрессорными присадками – оптимален. «Арктик» (-38°C и ниже) – только для Крайнего Севера или особых случаев. Коллеги спорят, но переплата за «арктик» там, где -30 редкость – неоправданна. Лучше деньги вложить в подогрев топливопровода или утепление бака.
Фильтрация! Вот святое. На входе в резервуар – грубая очистка (сетка). На выходе из резервуара – тонкая очистка (фильтры сепараторы с отстойником воды). И в машине – свои фильтры. Менять вовремя! Лично терпеть не могу, когда экономят на фильтрах тонкой очистки для резервуарного парка. Мол, «и так сойдет». Не сойдет! Любая мелочь – песчинка, вода – убивает современную ТНВД. Ремонт – в разы дороже фильтра.
Дизель – штука капризная. Особенно современный, с низким содержанием серы. Он больше подвержен окислению, «старению». Хранить долго – нежелательно. Месяц-два – ок. Полгода – уже риск. Появляется осадок. Снижается цетановое число.
Главный совет? Ищи не самого дешевого поставщика дизтопливо оптом. Ищи надежного. С собственной или проверенной базой хранения. С четкой логистикой. С готовностью предоставить пробу ПЕРЕД отгрузкой и паспорт КАЧЕСТВА по результатам анализа. Который ты можешь перепроверить. Который работает не первый год и дорожит именем. Потому что солярка – она как вода. По виду одна. А вот последствия плохой – катастрофа для техники. И экономия в три копейки обернется тысячами на ремонт. Проверено. Не раз.
Алексей Сомов,
начальник службы снабжения ГСМ сети АЗС «Северный поток» (с 2008 г.),
организовал систему контроля топлива для карьерной техники «Уралмаша» после скандала с контрафактом в 2015-м,
бросил химфак на третьем курсе – ушел в «нефтянку», и с тех пор пахнет соляркой, но не жалеет.